проведения VII межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Внутренние системы оценки качества образования – основа эффективного управления качеством образования»
Ежегодная межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования» (конференция), организуемая Министерством образования и науки Челябинской области (план работы Министерства образования и науки Челябинской области на 2022 год), проводится государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» и является действенным механизмом научного и методического сопровождения повышения эффективности управления качеством образования.
В свою очередь, эффективное управление качеством образования, включающее весь управленческий цикл, возможно при условии,
во-первых, реализации региональной политики в сфере оценки качества образования, направленной на обеспечение и комплексное сопровождение оценочных процедур,
во-вторых, устойчивого развития систем оценки качества образования всех уровней: общероссийской (единой), региональной, муниципальных и институциональных в контексте Национального проекта «Образование»[1].
В 2021 году тема VI научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Единство региональных и муниципальных механизмов управления качеством образования» затронула не только аспекты результативности региональной политики в сфере оценки качества образования, обусловленные мероприятием «Реализация механизмов оценки и обеспечения качества образования в соответствии с государственными образовательными стандартами» направления (подпрограммы) «Совершенствование управления системой образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее – ГПРО)[2] и отраженные в функционирующей региональной системе оценки качества образования, но и возможности оценки и повышения эффективности управления качеством образования на региональном, муниципальном и институциональном уровнях, а также представления/визуализации содержания данных механизмов на официальных сайтах. Содержание конференции было направлено на решение задач представления, обсуждения и обобщения:
1. вопросов обеспечения единства и преемственности в управлении качеством образования на всех уровнях в условиях реализации федеральных (региональных и муниципальных) механизмов оценки качества образования;
2. результатов и перспектив стратегии региональной политики в сфере оценки качества образования (Челябинская область);
3. позитивных (в том числе интегративных) региональных и муниципальных практик управления качеством образования;
4. подходов к обновлению институциональных систем оценки качества образования в контексте применения механизмов управления качеством образования.
В 2022 году отмечена значимость обозначенных точек роста по обеспечению целостности управленческого цикла, взаимодействия в рамках развития региональных и муниципальных механизмов управления качеством образования в Челябинской области как ведущей стратегии региональной политики в сфере оценки качества образования на 2022 год. При этом определилось поле задач для дальнейшего развития систем управления качеством образования на региональном и, особенно, на муниципальном и институциональном уровнях. Кроме того, в ходе работы конференции были определены направления региональной политики в сфере оценки качества образования, требующие дальнейшего развития, систематизации и включения результатов в конференцию 2022 года:
· интеграционное развития вертикали РУМ – МУМ и институциональных механизмов, а также интегративное развитие всех систем в рамках механизмов управления качеством образования;
· комплексное сопровождение муниципальных систем на 2022 год – активное применение всего спектра открытых в 2021 году стратегий межмуниципального взаимодействия, распространение позитивного муниципального опыта для обеспечения единства и целостности управленческого цикла на всех уровнях, а также активный переход на сопровождение образовательных организаций по обновлению ВСОКО;
· внедрение модельных решений по обновлению муниципальных и внутренних систем оценки качества образования.
В этой связи актуальным является конкретизированное на 2022 год название конференции: «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Внутренние системы оценки качества образования – основа эффективного управления качеством образования»
Основная идея конференции 2022 года заключается в представлении и обсуждении различных аспектов результативности интегрированным управлением качества образования на региональном, муниципальном и институциональном уровнях в контексте национального проекта «Образование».
Цель конференции – популяризация, распространение и обобщение опыта субъектов Российской Федерации и Челябинской области, включая муниципальные образования и образовательные организации, по обеспечению результативности и устойчивого развития систем оценки качества образования и механизмов эффективного управления качеством образования на региональном, муниципальном и институциональном уровнях.
Задачами конференции являются представление, обсуждение и обобщение:
1. актуальных проблем развития и обеспечения результативности систем оценки качества образования всех уровней в рамках реализации федеральных, региональных и муниципальных механизмов оценки качества образования;
2. результатов реализации актуальных направлений региональной политики в сфере оценки качества образования (Челябинской области);
3. эффективных и позитивных региональных, муниципальных и институциональных практик управления качеством образования и их представления на официальных сайтах.
В 2021 году конференция проходила в очной и заочной формах, что позволило увеличить представительство субъектов Российской Федерации до 66 (49 – 2021 году). Данный факт, скорее всего, позволяет повысить статус конференции до всероссийской открытой площадки для представления, профессионального обсуждения и обобщения опыта проектной деятельности, предложенных Челябинской областью и субъектами Российской Федерации.
Проведение VII научно-практической конференции в 2022 году запланировано на 01 декабря в очной и заочной формах (по согласованию с Министерством образования и науки Челябинской области). В конференции предусмотрены пленарная (стратегическая) часть и параллельные (тактические) сессии.
В ходе пленарной (стратегической) части планируется рассмотреть следующие вопросы:
1. о федеральных треках обеспечения эффективности управления качеством образования и ее оценке в условиях развития единой системы оценки качества образования (полученные результаты, перспективы развития, механизмы распространения эффективных региональных, муниципальных и институциональных практик);
2. о региональной политике в сфере оценки качества образования в контексте треков развития механизмов управления качеством образования;
3. о реализации модели эффективного муниципального управления качеством образования (механизмы управления качеством образовательных результатов, качеством образовательной деятельности);
4. о позитивных институциональных практиках эффективного управления качеством образования на основе интеграции внутренних систем оценки качества образования и механизмов управления качеством образования.
Параллельные сессии конференции предполагают представление и профессиональное обсуждение продуктов проектной и управленческой деятельности по следующим темам:
«Интеграция региональных, муниципальных и институциональных механизмов управления качеством образования как основа устойчивого развития региональной системы оценки качества образования» (сессия 1);
«Модель эффективного муниципального управления качеством образования» (сессия 2);
«Формирование объективной внутренней системы оценки качества образования как основа эффективного управления качеством образования на всех уровнях» (сессия 3).
Планируется, что каждая сессия будет представлять собой открытую площадку профессионального обсуждения аспектов регионального, муниципального и институционального опыта, предложенного Челябинской областью, а также субъектами Российской Федерации.
В рамках конференции все доклады и статьи будут представлены в сборнике «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Внутренние системы оценки качества образования – основа эффективного управления качеством образования» (ISBN, РИНЦ).
Кроме того, условием эффективной реализации основной идеи проведения конференции в 2022 году выступит обновленный в своём формате официальный сайт конференции, обеспечивающий формат открытого пространства ее проведения (Оpen space).
Ожидается, что вопросы, рассматриваемые в рамках конференции, и методические продукты, представленные Челябинской областью, в том числе её муниципальными образованиями и образовательными организациями, и субъектами Российской Федерации, будут интересны руководителям и специалистам региональных и муниципальных органов управления образованием и методических служб; руководящим и педагогическим работникам образовательных организаций; научным и педагогическим работникам образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования, представителям региональных центров оценки качества образования, заинтересованным в обсуждении аспектов развития и результативности системы оценки качества образования на институциональном, муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Информационное сопровождение подготовки и проведения VII межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования» будет обеспечиваться посредством сайта конференции, размещенного по адресу https://conf.rcokio.ru/, а также информационных писем и презентационных анонсов.
[1] Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
[2] Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования»